УРОК 25… ВВЕДЕНИЕ К НОВОМУ ЗАВЕТУ

 

Примечание: Если вы изучаете это индивидуально, то к этому уроку вам понадобится Библейский словарь.

 

I.                   ПЕРИОД МЕЖДУ ВЕТХИМ И НОВЫМ ЗАВЕТАМИ

Между Ветхим и Новым заветом большой исторический промежуток времени — 400 лет. В течение этих лет произошли  изменения среди евреев в Палестине. Поэтому когда мы идем от Ветхого завета к Новому завету, мы попадаем в совершенно другой мир. Время не позволит нам рассмотреть этот период детально, но мы кратко обратим внимание на изменения, которые имели место.

Когда мы оставили Ветхий завет, евреи были под владычеством ПЕРСОВ. В 332 году до Рождества Христова, Иерусалим пал перед ГРЕКАМИ, которых вел Александр Македонский. Он правил евреями до самой своей смерти (умер в 323 году до Рождества Христова). Затем евреи попали под владычество ЕГИПТЯН, которых вел Птолемей в 301 году до Рождества Христова. СИРИЙЦЫ сбросили Птолемея в 198 году до Рождества Христова. Вместе с сирийцами пришел самый ужасный период в жизни евреев. Храм был осквернен,  были сооружены статуи ложных богов. Это было причиной следующего периода еврейской истории — Маккавейского.

Семья Макковеев была одной из самых знаменитых семей во всей еврейской истории. Они привели к восстанию, результатом которого была гарантированная религиозная свобода для всех евреев. Евреям было разрешено поклоняться так, как они хотят. Свободная политика была около 30 лет. Именно в это время появились фарисеи и саддукеи: две религиозные партии среди евреев.

Затем в 63 году до Рождества Христова вышел на сцену Римский главнокомандующий Помпей, с ним закончился период еврейской независимости. Иудея стала провинцией РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. Империя, которая правила известным миром во времена Христа.

Много новых групп и обычаев появилось в период конца Ветхого завета и начала Нового завета. Чтобы понять эти изменения (перемены), вам нужно хорошо знать следующие термины. Используйте ваш библейский словарь.

ФАРИСЕИ ________________________________________________________

__________________________________________________________________САДДУКЕИ _______________________________________________________

__________________________________________________________________

КНИЖНИКИ ______________________________________________________

__________________________________________________________________СИНАГОГА _______________________________________________________

__________________________________________________________________СИНЕДРИОН ______________________________________________________

__________________________________________________________________САМАРИТЯНЕ ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________МЫТАРИ _________________________________________________________

__________________________________________________________________СОТНИК __________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

II.                КАНОН НОВОГО ЗАВЕТА

Книги, которые составляют наш Новый Завет, были написаны в течение второй половины первого столетия. Необходимо было записать то, как распространялось Евангелие и как появлялись церкви по всей Римской империи. Апостолы Иисуса Христа просто не могли посетить каждую новую церковь, поэтому, так как они старились и подвергались гонениям, их знания должны были быть сохранены. Все церкви признавали, что эти апостолы писали под божественным вдохновением и говорили с божественной властью. Господь Иисус Христос обещал, что Святой Дух научит их всему и поможет им вспомнить все, что Он говорил (Иоанна 14:26 и 16:13).

Таким образом, апостолы использовали послания или письма, что означало обучение церквей по всей империи. Апостол Петр, начавший писать к концу своей жизни, посылал письма Павла, которые были всегда в циркуляции. Он классифицирует их как священное писание (2 Петра 3:15-16). Писания этих апостолов были собраны и расположены в определенном порядке, именно это мы и называем сейчас Новым Заветом.

Сбор книг Нового завета был действительно необходим. Евангелия и некоторые послания циркулировали среди церквей, среди одного поколения после смерти Иисуса Христа. 27 книг Нового завета писали восемь разных мужчин. Перечислите их:

1.      ___________________ 2. ____________________ 3. ___________________

4. ____________________ 5. ____________________ 6. ___________________

7. ______________________________ 8. ________________________________

 

III. ЕВАНГЕЛИЯ

Все мы знаем о служении Иисуса Христа на земле, которое записано в четырех Евангелиях. Несмотря на то, что Иисус был евреем, еврейские историки предлагают нам совсем немного информации о нем. Самым знаменитым еврейским историком был Иосифус, который жил в конце первого столетия. Но в своей очень детальной хронике еврейской истории он лишь упоминает об Иисусе, как о самом знаменитом еврее, который когда-либо жил. Поэтому мы должны полагаться на Евангелия.

Что означает слово евангелие? ________________________________________

Четыре писателя Евангелий называются евангелистами, от греческого слова, означающего «вестник благой вести». Первые три Евангелия называются «обзорными» Евангелиями, потому что они похожи друг на друга по композиции и содержанию.

Фактически, есть только одно Евангелие в четырех изложениях или описаниях одного Христа. Почему не хватило одного Евангелия?  Это мы узнаем, когда вкратце рассмотрим каждое из четырех Евангелий.

 

Евангелие от МАТФЕЯ

Матфей, сын Alphaeus, был одним из 12 учеников Иисуса. Он был мытарем и был известен под именем Левий, когда его призвал Иисус.

Матфей подчеркивал царскую природу Иисуса. Его книга открывается генеалогией царской родословной Иисуса. Снова и снова он говорит о Царстве.

Одна характерная особенность этого Евангелия состоит в том, что ее целью было воззвание к евреям. Еврейские термины и обороты речи встречаются по всей книге. Много раз Матфей использует фразу ''чтобы исполнилось Писание''. Остается без сомнения тот факт, что это Евангелие было написано для того, чтобы убедить евреев, что Иисус был Мессией.

 

Евангелие от МАРКА

Автором этой книги является Иоанн Марк, помощник Павла и Варнавы. Еванегелие от Марка — самая короткая книга из четырех Евангелий. Оно не включает в себя рождение, детство и подготовку к служению Иисуса Христа, а просто начинается с Его служения.

Марк не записывает многие высказывания Иисуса — только четыре притчи — но он записывает 20 чудес. Поэтому мы можем видеть, что Марк подчеркивает чудеса и власть Иисуса. Он написал его, чтобы убедить римлян, которые были могущественными победителями, что Иисус был Царем Царей и Господь Господ.

 

Евангелие от ЛУКИ

Лука отличается тем, что был единственным автором-язычником в Новом Завете. Он был с Павлом в его втором путешествии и частично в третьем, он оставался с Павлом в Риме. Павел обращается к Луке как к врачу возлюбленному (Колоссянам 4:14). Тот факт, что Лука был доктором или ученым, добавляет значимости этому Евангелию.  Он дает наиболее детальное описание рождения Иисуса и уделяет большое внимание служению Иисуса исцелением.

Универсальность Евангелия от Луки не может быть не замеченной. Извещение ангелов о великой радости, которая будет для ВСЕХ людей, история о Добром Самаритянине и многие другие отрывки показывают желание Луки того, чтобы все люди поняли, что Иисус умер за всех. Поэтому мы можем уверенно сказать: Лука писал, чтобы дать язычникам понять, что Иисус хочет быть их Спасителем.

 

Евангелие от ИОАННА

Иоанн был одним из 12 апостолов, и поэтому был свидетелем большей части событий, о которых он говорит в своем Евангелии. Его книга была написана намного позже, чем другие три Евангелия. Он затрагивает область божественности Иисуса. Гностики, которые не верили в божественность Иисуса, были очень агрессивными, поэтому Иоанн написал свое Евангелие,  показывающее, что Иисус был и есть Вечный, Воплощенный Сын Бога (Иоанна 1).

 

******************************************************************

Посмотрите карту на странице 110 и ответьте на следующие вопросы:

Сколько всего посланий Павла? _______________________________________

Сколько всего пророчеств? ___________________________________________

Сколько разделений в Новом Завете? __________________________________

Кто написал большинство посланий? __________________________________

Перечислите разделения посланий Павла:

1. ___________________ 2. ____________________ 3. ____________________

 


ПУТЕШЕСТВИЕ, ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

 

УРОК 26… ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

 

Матфей, а также как и Левий, был ненавистным сборщиком налогов до того, как стал одним из 12 учеников Иисуса. Его Евангелие было написано специально для евреев, чтобы убедить их в том, что Иисус был долгожданным Мессией, Сыном Давида, Тем, Кто исполнил пророчества Ветхого завета. Поэтому Матфей часто связывает жизнь Иисуса с ветхозаветными пророчествами, используя фразу ''чтобы исполнилось Писание''.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР КНИГИ:

 

I.                   ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЦАРЯ (главы 1-4).

II.                ЗАКОНЫ ЦАРСТВА (главы 5-7).

III.             СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОТИВ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ (главы 8-12).

IV.              НЕПРИЯТИЕ ЦАРЯ (главы 14-18).

V.                 ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ (главы 19-28).

 

******************************************************************

 

I.                   ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЦАРЯ (главы 1-4)

Тему Евангелия от Матфея можно найти в первых стихах. Почему, как вы думаете, Матфей начинает с родословной Христа? (Обратитесь к странице 108).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите имена, которые даны Иисусу, в главе 1:

1.      ________________________ (1:16) 2. __________________________(1:21)

3. ________________________(1:23)

 

Описание рождения Иисуса подчеркивает приход волхвов поклониться Иисусу, как Царю (гл. 2). Евангелие Матфея — единственное свидетельство этого события.

Между главами 2 и 3 есть 30-летний разрыв. Проповедь о предшественнике Иисуса была сигналом для появления Мессии.

Кто был предшественником Иисуса (3:1)?

__________________________________________________________________

Покинув малоизвестный Назарет, Иисус перешел реку Иордан, чтобы покреститься у Иоанна Крестителя. Это крещение служит доказательством истины Триединства Бога. Как был представлен каждый член Троицы (3:16-17)?

Бог Отец __________________________________________________________

Бог Сын ___________________________________________________________

Бог Дух Святой ____________________________________________________

 

Первое в истории искушение произошло Эдемском саду (Бытие 3:1-7). Искушение Иисуса, второго Адама, было в пустыне (Матф. 4:1-11). Контраст между ними показывает крах, причиной которого является грех.

Сначала сатана искушает Иисуса превратить камни в хлеб (4:3). Что ответил Иисус (4:4)?

__________________________________________________________________

Затем сатана просит Иисуса испытать Божью заботу, прыгнув с крыши храма (4:5). Что ответил Иисус (4:7)?

__________________________________________________________________

В последний раз сатана предлагает Иисусу весь мир, если Он поклонится и выразит ему почтение  (4:8-9). Что сказал Иисус (4:10)?

__________________________________________________________________

Обратите внимание на то, что во всех трех искушениях Иисус цитировал Писание (Второзаконие 8:3, 6:16, 6:13), чтобы противостоять атакам сатаны. Это должно научить нас тому, как важно  знать (учить) Писание, если мы хотим устоять против искушений сатаны.

 

II.                ЗАКОНЫ ЦАРСТВА (главы 5-7).

До призвания Иисусом, Матфей был сборщиком налогов, и поэтому привык записывать все детально. Эта особенность очевидна в этом Евангелии, потому что Матфей добавляет много деталей, которые упустили авторы других Евангелий. Например, его вариант Нагорной проповеди намного точней.

Наиболее знаменитые отрывки, которые можно найти в Нагорной проповеди, перечислены ниже. Как они называются?

5:3-12 _____________________________________________________________

6:9-13 _____________________________________________________________

7:12 ______________________________________________________________

 

III.             СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОТИВ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ (главы 8-12).

 

Теперь мы подходим к следующей части Евангелия от Матфея, где автор пытается показать власть Иисуса, через описание Его чудес. В главах 8 и 9 Матфей группирует серию десяти чудес, чтобы доказать своим читателям, что Иисус обладал властью Мессии, обещанного в Ветхом Завете.

В главах 10-11 Иисус призывает Своих 12 учеников, дает им Свою власть, и затем предупреждает их о сопротивлении, которое будет направлено против них. В главе 12 это сопротивление становится агрессивным.

 

IV.              ПРИТЧИ О ЦАРСТВЕ (глава 13).

 

Слово царство использовано в этом Евангелии 50 раз. Фразу Царство Небесное можно найти  в Евангелии от Матфея 30 раз. 15 притч, записанных в Евангелии от Матфея, кроме трех, начинаются со слов ''Царство небесное подобно…''

Возрастающее сопротивление против проповедей Иисуса было причиной  выбора нового метода провозглашения Его посланий — через притчи. Что сказал Иисус о  притчах (13:10-17)?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

V.                 НЕПРИЯТИЕ ЦАРЯ (главы 14-18)

Глава 14 отличается и грустью (смерть Иоанна Крестителя) и радостью (насыщение 5 000 человек). Это насыщение 5 000 человек — единственное чудо, которое записано во всех четырех Евангелиях. Оно отмечает пик популярности Иисуса. Начиная с этого момента, возрастает неприятие Ииуса, как Царя.

Важным отрывком в этой части является 16:17-18. Матфей — единственный автор Евангелий, который использует слово ''церковь''. Когда Его учение о Царстве не было принято, Он начал говорить о церкви. Слово ''церковь''  происходит от греческого слова ecclesia, которое означает «призванные» или «собрание».

Камень этот (Матфея 16:18) был предметом большинства споров. Одна группа заявляет, что в этих стихах дано начало должности папы. Тем не менее, тщательное прочтение собственных слов Петра в 1 Петра 2:4-8 ясно дает понять, что Иисус — это Камень или «Живой Камень», на котором построена церковь.

В Матфея 17 описано преображение Иисуса. Петр, Иаков и Иоанн были свидетелями этого события, во время которого появились две личности Ветхого Завета. Кто это был?

1. ________________________________ 2. ______________________________

 

VI.              ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ (главы 19-28)

 

В главе 19 Иисус приезжает в Иудею, где Он остается до конца Своего служения на земле. Чтобы не запутаться в упомянутых областях местности, посмотрите карту на странице 115 и ответьте на следующие вопросы:

С кем граничили Иудея, Самария и Галилея на востоке?

__________________________________________________________________

Какая провинция находится между Галилеей и Иудеей? __________________

Какая провинция самая северная? _____________________________________

В каких трех провинциях находились следующие города?

Вифлеем ____________________________ Кесария ______________________

Назарет _____________________________ Иерихон ______________________

Вифания ____________________________ Кана _________________________

Иерусалим __________________________ Капернаум ____________________

 

В главе 21 Иисус триумфально входит в Иерусалим. Затем было несколько дней учения в храме и спор с фарисеями, саддукеями и книжниками. Его последнее обличение их можно найти в главе 23.

Главы 24-25 записывают знаменитое предсказание о будущем разрушении храма. Эти притчи учат нас, как действовать в виду этих грядущих событий.

Главы 26-27 содержит самое сердце Евангелия — искупление на кресте. Очень детально Матфей описывает Вечерю Господню, Иисуса в Гефсиманском саду, пытки у евреев, пытки у римлян, распятие и Его погребение.

Затем приходит последнее испытание царственности Иисуса. Он умер! Это конец? Нет, глава 28 говорит нам, что Он воскрес из мертвых и затем поручил Своим последователям выполнить Его работу.


 

ПУТЕШЕСТВИЕ, ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

 

УРОК 27… ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА

 

Марк, известный в Новом Завете как Иоанн Марк, писал, главным образом, для римлян. Иоанн -- его еврейское имя, а Марк-- его римское имя. Он был сыном Марии и двоюродным братом Варнавы (Колоссянам 4:10). Он был соратником Павла и Варнавы в их первом миссионерском путешествии. Тем не менее, он, кажется, покинул их (Деяния 13:13), возможно, из-за трудностей. Позже он попросил их взять его во второе путешествие, но Павел отказал ему, по этой причине Павел и Варнава расстались. Павел взял с собой Силу, а Варнава взял с собой Иоанна Марка (Деяния 15:36-41). Спустя годы Иоанн Марк вновь обретает доверие Павла и едет с ним в Рим (Колоссянам 4:10-11 и 2 Тимофею 4:11).

Библия говорит в Римлянам 8:28, что ''все содействует ко благу любящим Его''. Как несогласие между Павлом и Варнавой относительно Иоанна Марка содействовало ко благу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для более общей информации о книге Марка смотрите страницы 108-109.

В отличие от Матфея, Марк не пытается доказывать определенные утверждения и пророчества об Иисусе. Он больше касается Его действий, чем Его слов. Чтобы доказать, что Иисус — есть Мессия, вместо доказательств исполнения ветхозаветных пророчеств, которые мало значат для римлян или язычников, Марк акцентирует внимание на власти Иисуса, описывая Его чудеса, а не Его учения.

Чудеса занимают такое же место в Евангелии от Марка, какое занимают место притчи в Евангелии от Матфея, потому что Марк представляет Иисуса как слугу, в то время как Матфей представляет Его как царя. Царь говорит, а слуга делает. Поэтому Марк описывает 20 чудес нашего Господа.

Евангелие от Марка — скоропалительное Евангелие. Слово ''немедленно'' встречается более, чем 30 раз.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР КНИГИ:

I.                   СЛУГА ПРИГОТОВЛЕН (1:1-13)

II.                СЛУГА В РАБОТЕ (1:14-10:52)

III.             СЛУГА ОТВЕРГНУТ (главы 11-15)

IV.              СЛУГА ВОЗНЕСЕН (глава 16)

 

******************************************************************

 

I.                   СЛУГА ПРИГОТОВЛЕН (1:1-13)

Другие три Евангелия имеют длинное введение, кроме Евангелия от Марка.

Это Евангелие пропускает первые 30 лет жизни нашего Господа. Оно начинается с двух цитирований нескольких мест Ветхого завета и  с объяснения того, как они исполнились в работе Иоанна Крестителя. Марк затем очень кратко упоминает о крещении и искушении Иисуса.

 

II.                СЛУГА В РАБОТЕ (1:14-10:52)

В 1:14-20 Иисус призывает нескольких рыбаков быть Его учениками. Кто были те две пары братьев?

_______________________________ и _________________________________

_______________________________ и _________________________________

Как мы видели ранее в 1:23-27, первое чудо записано в Евангелии от Марка. Где было записано первое чудо в Евангелии от Матфея?

____________________________________________________________________________________________________________________________________В Евангелии от Марка 1:21-34 мы находим наиболее завершенное описание Субботнего Дня в жизни Иисуса, которого нет ни в одном другом Евангелии. По этой причине давайте рассмотрим это событие подробнее. В течение утра Он находится в синагоге, адресуя обличение и исцеляя одержимых, которые беспокоили служение, протестуя против Него. В середине дня Он находится в доме Симона и Андрея, где Он исцеляет тещу Симона Петра от лихорадки. В тот же вечер на закате Он излечивает больных людей города, которых Ему принесли. Это была такая толпа, что Марк записывает ''весь город собрался к дверям'' (1632-34).

В другой Субботний День Иисус и Его ученики срывают колосья пшеницы,  фарисеи обвиняют их в нарушении закона о Субботнем Дне. На что Иисус ответил: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (2:27).

Что имел ввиду Иисус? ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Снова в главе 3 мы находим Иисуса, исполняющего чудо в Субботу. Собственно говоря семь чудес из двадцати в Евангелии от Марка Иисус сделал в Субботу.

В главе 4 мы находим три из четырех притч, которые записывает Марк. Помните, Марк записывает только 4 притчи, в сравнении с 15 притчами Матфея, потому что Марк подчеркивает дела Иисуса, а не Его слова.

Перечислите притчи, которые находятся в этом Евангелии:

1.      4:3-20 __________________________________________________________

2.      4:26-29 _________________________________________________________

3.      4:30-32 _________________________________________________________

4.      12:1-11 _________________________________________________________

Иисусу пришлось использовать этот метод из-за возрастающей враждебности фарисеев и саддукеев по отношению к Нему и Его посланию. Они продолжали пытаться заставить Его споткнуться в Его учении (4:33-34).

 

III.             СЛУГА ОТВЕРГНУТ (главы 11-15)

От Марка 11:27 до 12:44 говорит нам о последнем конфликте Иисуса с еврейскими лидерами и авторитетами. В этих стихах мы имеем четыре глубоких вопроса, которые были заданы Иисусу в попытке дискредитировать Его.

1)      Первосвященники, старейшины и книжники спросили: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» (11:28). Ответ Иисуса можно найти в стихах 29-30. Как этот ответ дискредитировал первосвященников, старейшин и книжников?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)      Фарисеи и иродианы спросили: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (12:14). Каким образом ответ Иисуса на этот вопрос учит нас  (12:15-17)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)      Саддукеи задали Ему вопрос в 12:18-23. Какое послание для нас есть в ответе Иисуса (ст. 24-27)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4)      Книжники спросили Его: «Какая  из всех заповедей первая?» (12:28). Обе части ответа Иисуса в 112:30-31 — это цитаты из Ветхого завета. Перечислите ссылки Ветхого завета для каждой:

Любить Бога _____________________ Любить ближнего _________________

Глава 13 содержит рассказ Марка о пророчестве разрушения храма, которое дано более детально в Матфея 24. Иисус говорит Своим ученикам о конце мира и великом страдании, и заканчивает обещанием о Своем возвращении в славе.

Эта часть Евангелия от Марка определенно отличается от Евангелия от Матфея и Луки. В ней нет упоминания об обвинении Галилейских городов, нет жесткого обличения книжников и фарисеев, которое можно найти в Матфея 23, не упоминается о власти Иисуса призвать 12 легионов ангелов, и нет обещания царства, данного умирающему разбойнику, когда он висел на кресте. Причина: это все атрибуты царя, а не слуги, которого хотел описать Марк в своем видении Иисуса.

 

IV.              СЛУГА ВОЗНЕСЕН (глава 16)

Евангелие от Матфея заканчивается воскресением и Великим Поручением. Евангелие от Марка заканчивается восхождением Иисуса и передачей Великого Поручения (16:19-20).

Мои любимые слова поручения Иисуса Своим последователям можно найти в 16:15. Выпишите их ниже:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

УРОК 28… КНИГА ЛУКИ

 

Евангелие от Луки аналогично и Евангелию от Матфея и Евангелию от Марка, но есть что-то, что отличает ее. В то время, как Евангелие от Матфея было написано для евреев,  Евангелие от Марка — Римлянам, Евангелие от Луки было написано всем язычникам, чтобы они узнали о том, что Иисус хочет быть их Спасителем.

Лука рассказывает о бедных и забытых людях, которым помогал и которых исцелял Иисус. Он показывает сочувствие Иисуса ко всем людям: проституткам, блудным сыновьям, нищему Лазарю, умирающему вору и другим. Он — единственный автор Евангелия, который записывает хорошо знакомое высказывание Иисуса: «Сын Человеческий пришел искать и спасти погибающих» (Луки 19:10).

 

Лука, которого Павел назвал любимым врачом в ''Колоссянам'' 4:14, написал две книги: ''Евангелие от Луки'' и ''Деяния апостолов''. Обе книги адресованы одному и тому же человеку, Феофилу, влиятельному мирянину в Греции. Мы очень мало знаем о Луке,  он никогда не упоминает о себе в  Евангелии, а просто говорит мы или нас в ''Деяниях'', когда он был вовлечен в путешествия Павла. Две книги, которые написал Лука, составляют наибольший материал, написанный ни одним автором ''Нового Завета''.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР КНИГИ:

I.                   Введение (1:1-4)

II.                Рождение и детство Иисуса (1:5-4:13)

III.             Служение Иисуса (4:14-9:50)

IV.              Дорога к кресту (9:51-24:53)

 

 

I.                   Введение (1:1-4)

Введение этой книги состоит из пояснения Луки, почему он написал это Евангелие, и как он готовился его писать. Он тщательно изучал другие записи об Иисусе и разговаривал с людьми, которые видели Его. Это тот вид подготовки, который прошел бы такой образованный человек, как Лука. Поэтому эта книга соединяет в себе исследование и вдохновение.

 

II.                Рождение и детство Иисуса (1:5-4:13)

Лука предоставляет в четыре раза больше деталей рождения Христа, чем авторы других Евангелий. Причина, возможно, заключается в том, что Лука представляет Иисуса как Сына человеческого, и поэтому показывает нам Его человеческую природу, начиная с  рождения.

Определите следующих людей из этой части Евангелия от Луки:

Елисавета       _________________________________________________________

Захария             _________________________________________________________

Гавриил            _________________________________________________________

Кесарь Август ________________________________________________________

Симеон            _________________________________________________________

III.             Служение Иисуса (4:14-9:50)

Рассказ Луки о служении Господа намного короче, чем рассказ Матфея или Марка. Это произошло потому, что акцент в Евангелие от Матфея сделан на том, что сказал Иисус, в Евангелие от Марка на том, что Иисус сделал, а Лука больше сосредотачивается на Личности Иисуса Христа.

По мере того, как Иисус проповедует и общается с людьми, Он притягивает к себе множество последователей. Но, в то же самое время, у Него появляется множество врагов. Намного хуже появления врагов был  факт того, что многие Его последователи доказали заинтересованность пребывания с Иисусом только в материальных благах. Поэтому Иисус отвернулся от них и обратил внимание на маленькую группу людей, которые хотели следовать за Ним по верным причинам. Многие религиозные люди, чьи пути Иисус подвергал сомнению, становились Его злейшими врагами.

''Луки'' 4:16-20 —  важный пример этого. Иисус делает визит в Назарет, это Его родной город. Он говорит в синагоге. Сначала люди были удивлены Его учением, но после того, как Иисус  слишком долго говорил, люди стали злиться на Него и попытались убить, сбросив Его с утеса.

Эти люди были разозлены, потому что Иисус показал, как Бог никогда не ограничивал Себя Израилем, но всегда предлагал Свои благословения всем людям. Какие два примера из ''Ветхого Завета'' привел Иисус, чтобы показать Божью любовь к язычникам (''Луки'' 4:25-27)?

1.      ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Иисус говорил, что Бог больше заботится о язычниках, чем об евреях. Этой проблеме Лука уделяет большое внимание в своем ''Евангелии'' и в книге ''Деяний''. Некоторые люди против Иисуса только по этой причине.

Всегда есть люди, которые думают, что они лучше других. Эти эгоистичные люди обычно очень яростны.

Кульминационным пунктом этой части ''Евангелия от Луки'' является преображение Иисуса. Только Лука говорит о том, о чем Моисей и Илия разговаривали с Иисусом. О чем они говорили (''Луки'' 9:31)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

V.                 Дорога к кресту (9:51-24:53)

Вся эта часть затмевается крестом. Лука держит нас в воспоминаниях того, что должно произойти, через отсылку к тому факту, что Иисус находится на Его пути в Иерусалим.

Эта часть также делает акцент на Божьей заботе обо всех людях. 70 человек были посланы проповедовать,  им было сказано есть все, что находится перед ними (10:8), это означает, что они не были обязаны соблюдать еврейский закон относительно чистой и нечистой пищи.

Самаритяне были презираемы евреями, но Иисус делает самаритянина героем одного из Своих прекрасных и знаменитых рассказов (10:25-37). Ответьте на следующие вопросы об этом рассказе:

Кто спросил, Кто мой ближний? ________________________________________

Кто были те два человека, которые прошли мимо раненого человека?

1. ______________________________ 2. __________________________________

Лука — единственный автор Евангелия, который записывает эту притчу. Как вы думаете, почему автор включил ее?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

В главе 15 Лука рассказывает нам, что делает Бога счастливым. Он записывает истории о пастухе, который радуется, когда находит потерянную овцу; о женщине, которая радуется, когда находит свою потерянную монету; об отце, который радуется, когда его блудный сын возвращается домой. Чему эти притчи учат нас?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При завершении земного служения Иисуса, мы находим Его молящимся в Гефсиманском саду. В этой молитве мы видим человеческую природу Иисуса, которую  так прекрасно открывает Лука. Человек-Иисус не хочет умирать (22:42).

В тени сада Иуда Искариот ведет солдат к Иисусу и выдает его поцелуем, который является издевательством над любовью, о которой Иисус говорил и показывал всем людям (22:47).

Затем  друзья Иисуса покинули Его. Все, кроме Иоанна, убегают, и даже Петр отрицает, что знает Иисуса. Только Лука говорит нам, что Иисус посмотрел на Петра после его отречения (22:61). Затем прокричал петух, Петр убежал и горько разрыдался.

Рассказ Луки об испытаниях и распятии очень похож на рассказа Матфея и Марка. Теперь мы подходим к воскресению и находим, что Лука записывает некоторые события, которые упустили Матфей и Марк. Одна из историй об переживании, случившемся по дороге в Еммаус (24:13-45).

Почему эти верующие были так печальны (24:17-20)? ______________________

_____________________________________________________________________

Что Иисус рассказал им, пока они шли вместе (24:25-27)? ____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что произошло, когда они узнали Иисуса (224:31)? ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пока верующие  делятся своей встречей с Иисусом с 11 учениками, Господь Сам появляется среди них (24:36). После того, как они дают Ему что-то поесть, Он говорит им, что все записанное в трех частях ''Ветхого завета'' исполнилось (24:44). Что это за части?

1._____________________ 2. ____________________ 3. _____________________

Иисус посылает учеников и затем возносится к Отцу (24:46-51). Лука  заканчивает свое ''Евангелие'' счастливой картиной, которая показывает учеников, славящих и благословляющих Бога каждый день (24:53).


 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

 

УРОК 29. «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА»

Автор этого Евангелия--Иоанн, любимый ученик. Он был одним из трех в «правящем круге» и был единственным учеником, оставшимся на стороне Иисуса во время Его распятия. He is believed to have been the youngest of the disciples. Он является автором четырех других книг ''Нового завета''. Назовите их.

1. ____________________________ 2. ____________________________________

3. ____________________________ 4. ____________________________________

Иоанн писал миру. Слово мир встречается в ''Евангелии'' чаще, чем во всех других книгах. Ключевое слово — вера. Оно использовано в этой книге более 90 раз.

Основная мысль ''Евангелия от Иоанна'' состоит в том, что Иисус — Предвечный Сын Бога. Это Евангелие наполнено личными встречами и чудесами, которые подчеркивают божественность  Иисуса. Около 30 раз в этой книге Иисус обращается к Богу со словами мой Отец.

Книга Иоанна — это откровение великого Я ЕСМЬ (смотрите ''Исход'' 3:14). Чтобы подчеркнуть божественность Иисуса, Иоанн семь раз использует выражение Я есть. Перечислите их:

6:35 _________________________________________________________________

8:12 _________________________________________________________________

8:58 _________________________________________________________________

10:11 ________________________________________________________________

11:25 ________________________________________________________________

14:6 _________________________________________________________________

15:1 _________________________________________________________________

 

КРАТКИЙ ОБЗОР КНИГИ:

I.                   ПРОЛОГ (1:1-18)

II.                НАРОДНОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА (1:19-12:50)

III.             ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЧЕРЯ ХРИСТА С УЧЕНИКАМИ (гл. 13-17)

IV.              СТРАДАНИЯ, СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА (гл. 18-20)

V.                 ЭПИЛОГ (гл. 21).

*********************************************************************

I.                   ПРОЛОГ (1:1-18)

Эта часть является предисловием и показывает цель книги. Каждый автор ''Евангелия'' начинает свою книгу в манере, соответствующей его цели  написания ''Евангелия'', поэтому Иоанн возвращается в вечное прошлое. Матфей и Лука описывают пришествие Мессии с точки зрения человека, а Иоанн описывает его с точки зрения божественности. Он показывает существование Иисуса с Отцом до того, как был создан мир (17:5), до момента, когда Он приходит в человеческой плоти. С потрясающей простотой Иоанн рассказывает нам о  Сыне Бога.

В этих стихах Иоанн провозглашает: Иисус совершенное и абсолютное выражение Бога, какое мы когда-либо знали. В первом стихе он устанавливает, что Иисус — Бог. Иоанн говорит, что жизнь Иисуса сияла против темноты,  что многие люди пали, чтобы признать и принять Его. Тем не менее, что сделал Иисус тем, кто принял Его (1:12)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II.                НАРОДНОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА (1:19-12:50)

В этой части Иоанн указывает на свидетеля, которого дал Иоанн Баптист (предшественник Иисуса), преднамеренно повернув своих учеников к Иисусу (1:35-37).

''Евангелие Иоанна'' обращается к чудесам Иисуса как к свидетельствам. Чудеса — это вещи, которые не поддаются объяснению. Тем не менее, свидетельства  доказали, что Иисус был Сыном Бога.

После первого свидетельства Иисуса (превращение воды в вино в Кане),  ученики убедились в Его божественности. Затем Иисус очищает храм, это также было свидетельством того, что Он пришел, чтобы очистить или исправить религию евреев (2:13-25).

В главе 3 мы видим встречу Иисуса с Никодимом, нравственным человеком, который знал ''Писания''. Он признает Иисуса как великого Учителя, но он не знает Его как Спасителя. Иисус объясняет ему, что спасение приходит не от дел плоти, спасение — это бесплатный дар Бога.

В главе 4 мы находим Иисуса у колодца, Он беседует с женщиной- самаритянкой. Евреи обычно обходили Самарию, когда шли из Галилеи в Иудею (смотрите карту на странице 115). Для них Самария была «нечистой» и могла осквернить их. Горькая ненависть существовала между евреями и самаритянами в дни Иисуса. Эта ненависть началась семьсот лет назад, с дней Ассирийского пленения (''2 Царств'' 17:6-8, 24). Самаритяне были потомками евреев с Северного царства, которые вступили в брак с людьми другой нации. Это был непростительный грех. Позже, когда евреи Южного царства восстанавливали храм, самаритяне пришли и предложили свою помощь, но им грубо ответили, что в их помощи не нуждаются, потому что они больше не евреи. Такая ненависть никогда не кончается.

Иисус не разделял такого предвзятого мнения. Он пошел через Самарию, вместо того, чтобы обойти ее. Тем самым Иисус показал, что Бог не отдает предпочтение евреям,  самаритянам или другому классу людей.

В главах 5 и 6 записаны два чуда Иисуса — исцеление калеки и насыщение 5 000 человек. Что хотели  сделать люди для Иисуса после насыщения 5000 человек (6:15)?

_____________________________________________________________________

Почему это не понравилось Иисусу (626-27)? _____________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

В ''Иоанна'' 6:31-63 Иисус говорит большому количеству людей, что они не могут следовать за Ним просто из-за материальной выгоды, Отец должен привести их к Нему по верной причине — по их духовной нужде. Он также говорит им, что  мог умереть или подняться назад к Небесам, где был до этого. Какова была реакция толпы на это откровение (6:66)?

_____________________________________________________________________

Главы 7-9 показывают увеличивающийся конфликт Иисуса с иудейскими лидерами. Исцеление глухого человека (глава 9) стало причиной веры этого исцеленного в Иисуса. Из-за своего признания Иисуса, этот человек был выгнан из синагоги (9:34). После этого инцидента Иисус говорит Свою великую речь о Хорошем Пастыре (глава 10).

Воскресение Лазаря — последнее свидетельство в ''Евангелии от Иоанна''. Другие ''Евангелия'' описывают воскресение Иисуса из мертвых, но никто не был мертв четыре дня, как Лазарь. Это чудо произвело на людей такой эффект, что иудейские лидеры захотели придать смерти Лазаря и Иисуса (12:10).

Эта часть заканчивается триумфальным вхождением Иисуса в Иерусалим, заканчивая Его народное служение.

III.             ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЧЕРЯ ХРИСТА С УЧЕНИКАМИ (гл. 13-17)

В главе 13 мы находим учеников, спорящих о том, кто самый великий (''Лука'' 22:24). Что ответил Иисус (''Иоанна'' 13:12-17)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 14  рассказывает об исцелении Иисуса от сердечной болезни — веры в Бога. Его слова здесь утешают и заверяют в том, что даже после Его смерти, Иисус будет со Своими последователям через Утешителя, Который является Святым Духом.

В чем секрет плодотворности, которую Иисус показывает в ''Иоанна'' 15:4-6?

_____________________________________________________________________

В главе 16 Иисус показывает, что Он уйдет, это означает пришествие Святого Духа. Иисус сказал о четырех вещах, которые будет делать Святой Дух, когда придет. Что это?

1.      Стих 8 ___________________________________________________________

2.      Стих 13а __________________________________________________________

3.      Стих 13б _________________________________________________________

4.      Стих 14а __________________________________________________________

IV.              СТРАДАНИЯ, СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА (гл. 18-20)

Эта часть рассказывает нам о предательстве, испытаниях и распятии Иисуса. Ничего из этого Иисус не пытался избежать или задержать. Он смирил Себя до такой степени, что принял смерть, и смерть на кресте. (''Филиппийцам'' 2:8).

Все ученики, за исключением Иоанна, бросили Христа после Его ареста. Поэтому смерть Иисуса включала в себя не только физическую, но и душевную боль от предательства тех, кого Он любил до конца. Они знают:  несмотря на то, что Он убит, через несколько дней Он найдет их и снова поддержит, чтобы они  поверили в Него.

V.                 ЭПИЛОГ (гл. 21).

Появление Иисуса после Его воскресения помогло Его ученикам восстановить их веру. Иисус хочет, чтобы в умах Его учеников не было сомнения. Он также дает ученику возможность признаться Ему три раза, хотя тот три раза отрекся от Него.

Выпишите последние слова Иисуса, записанные в этом ''Евангелии'' (21:22б).

_____________________________________________________________________


ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

УРОК 30. КНИГА «ДЕЯНИЙ»

Книга ''Деяний'' фактически является продолжением ''Евангелия от Луки''. Лука соединяет две книги, вводя книгу ''Деяний''  следующими словами: «В моей первой книге ''Феофил'' я описал все, что делал и чему учил Иисус» (1:1). Слова в моей первой книге относятся к ''Евангелию от Луки'', в котором Лука рассказал историю о том, что Иисус начал делать и чему учил, пока был на земле. Книга ''Деяния'' начинается там, где заканчивается ''Евангелие от Луки'', она описывает то, что Иисус продолжал делать силой Святого Духа, работая через церковь.

Как называется книга ''Деяний'' в вашей Библии? Некоторые читают «Деяния», в то время как традиционно она называется «Деяния Святых Апостолов». Как бы там ни было, эта книга ненастоящее описание деяний апостолов. На самом деле она описывает деяния Святого Духа, работающего через церковь. Апостолы едва упомянуты, за исключением Петра и Павла. Святой Дух упомянут около 70 раз. Другие люди, такие как Филипп, Стефан, Варнава, Силас и многие другие, также упомянуты в этой книге.

Как вы считаете какое название больше всего подошло бы к этой книге?

_____________________________________________________________________

КРАТКИЙ ОБЗОР КНИГИ:

I.                   РАСПРОСТРАНЕНИЕ «ЕВАНГЕЛИЯ» В ПАЛЕСТИНЕ ПЕТРОМ (главы 1-12).

II.                РАСПРОСТРАНЕНИЕ «ЕВАНГЕЛИЯ» ВНЕ ПАЛЕСТИНЫ ПАВЛОМ (главы 13-28).

*********************************************************************

I.                   РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В ПАЛЕСТИНЕ ПЕТРОМ (главы 1-12).

Ответьте на следующие вопросы из ''Деяний'' (1 и 2 главы):

Сколько дней после воскресения Иисус был на земле (1:3)?

_____________________________________________________________________

Сколько человек находилось в верхней комнате (1:15)? _____________________

Кто был избран на место Иуды Искариота (1:26)? __________________________

_____________________________________________________________________

В какой день снизошел Святой Дух (2:1-2)? _______________________________

_____________________________________________________________________

Кто встал, чтобы объяснить случившееся (2:14)? ___________________________

Сколько человек стали верующими после проповеди Петра (2:41)? ___________

_____________________________________________________________________

Третья глава начинается с описания Красивых ворот храма, где Петр исцелили человека, который с рождения был хромым. Это чудо привлекло внимание еврейских лидеров и стало причиной возникновения оппозиции против христианского движения. Когда большая толпа собралась вокруг хромого мужчины, Петр воспользовался этой ситуацией, и прочитал проповедь.

(Примечание: Заметили ли вы, что почти все библейские чудеса происходили в один из трех коротких периодов? Чудес нет нигде в Библии. Иногда в ''Ветхом завете'' проходят столетия без простого чуда. Вот три особенных периода времени, в которые мы видим чудеса: 1) в дни Моисея, когда израильтяне нуждались в спасении; 2) в переломные дни Илии и Елисея; 3) во время жизни Иисуса и апостолов.)

В четвертой главе мы находим первое преследование последователей Христа. Оппоненты Иисуса убили Его, думая, что на этом закончатся проблемы, причиной которых был Он. К их удивлению проблемы только начались. Поэтому эти религиозные лидеры начали преследовать и подавлять последователей Иисуса.

Пока Петр и Иоанн проповедовали людям у крыльца Соломона (глава 4), прибыли власти. Из-за того, что саддукеи не хотели, чтобы кто-либо проповедовал о воскресении Иисуса, они арестовали апостолов.

Во что верили саддукеи (смотрите страницу 107)? _________________________

_____________________________________________________________________

Дело Петра и Иоанна слушалось на следующий день перед первосвященником Анной. Члены синедриона игнорировали факты о воскресении, они просто сказали Петру и Иоанну прекратить проповедование (45-21).

После освобождения Петр и Иоанн рассказали своим друзьям, что произошло, и они все вместе помолились. О чем они просили Бога в своей молитве (4:29)?

_____________________________________________________________________

В пятой главе мы видим, что сатана работает не только вне церкви (в форме преследований христиан), но и внутри церкви (через обман). Этот факт проиллюстрирован в истории Анании и Сапфиры, которые хотели бесплатной славы. В церкви с самого начала было лицемерие. Это было способом сатанинской атаки церкви изнутри.

Проблема дискриминации растет в шестой главе. Мы находим сатану, занятым попыткой разбить братство церкви. Как апостолы работают над решением этой большой проблемы (6:3)?

_____________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы из глав 9 и 10:

Зачем Савл собирался в Дамаск (9:2)? ____________________________________

_____________________________________________________________________

Что он увидел недалеко от Дамаска (9:3)? _________________________________

Когда ученики в Иерусалиме испугались принять Павла, кто выступил в его защиту (9:27)? ________________________________________________________

Кто видел видение, в котором ангел заговорил с ним (10:1-4)? _______________

II.                РАСПРОСТРАНЕНИЕ «ЕВАНГЕЛИЯ» ВНЕ ПАЛЕСТИНЫ ПАВЛОМ (главы 13-28).

В тринадцатой главе мы читаем о начале зарубежных миссий. Раньше Петр был лидером христианского движения со штаб-квартирой в Иерусалиме. Теперь Павел становится лидером со штаб-квартирой в Антиохии.

1.      ПЕРВОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ (13:3-15:35)

Ответьте на следующие вопросы, пользуясь картой первого миссионерского путешествия Павла (страница 132):

Откуда началось путешествие? __________________________________________

Кто был его компаньонами (12:25)? _______________________________________

По сравнению со вторым и третьим путешествием, первое было короче или длиннее? ____________________________________________________________

2.      ВТОРОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ (15:36-18:22)

Кто был компаньоном Павла (15:40)? ____________________________________

Что случилось с Варнавой (15:36-39)? ____________________________________

_____________________________________________________________________Кто был связан с миссионерским служением в 16:10?

_____________________________________________________________________Что произошло в Филиппах (16:12-15)? __________________________________

_____________________________________________________________________В 17:22-31 Павел произносит свою знаменитую проповедь в Афинах, на холме Марса. Затем он покидает Афины и идет в Коринф, в самый развращенный город античного мира. Он основывает церковь, оставаясь там 18 месяцев, чтобы утвердить людей в вере. Оттуда Павел возвращается в Антиохию через Ефес.

3.      ТРЕТЬЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 918:23-20:16)

Кажется, что Павел не долго оставался в Антирхии после завершения своей второй кампании. До него дошли вести о серьезных проблемах в церквях Галатии, причиной которых были иудеи.

Во время своих путешествий Павел пишет письма, которые мы сегодня называем «посланиями». Из Ефеса он пишет ''1Коринфянам'' (''1Коринфянам'' 16:8). Во время своего третьего путешествия он также пишет ''2 Коринфянам'', ''Галатам'' и ''Римлянам''.

4.      ПУТЕШЕСТВИЕ ПАВЛА В РИМ (20:17-28:31)

Павел произносит свое прощальное слово своим друзьям в Ефесе,  затем последний раз плывет в Иерусалим. Там он обвиняется евреями в отречении от Закона Моисея (21:27-28). За пределами этого города, около 25 лет тому назад, Павел принимал участие в убийстве молодого Стефана. Теперь Павел мог бы быть убитым евреями, если бы его не спасли римляне (23:23-24).

Павел защищает себя перед Феликсом в Кесарии (24:10-21). Затем после двух лет лишения свободы, он попытался еще раз защитить себя перед новым римским губернатором Фестом. В этом слушании Павел обращается к Кесарю (25:1-12). Глава 26 описывает защиту Павла перед царем Агриппой, после чего Павла забирают в Рим как заключенного, чтобы там он смог обратиться к Кесарю. Следуя по пути, насыщенному событиями (27:1-28:15), Павел заключается в Риме под домашний арест на два года, в течение которых он пишет послания Филимону, Колоссянам, Ефесянам, Филиппийцам и 2 Тимофею. Предание говорит, что позже Павел  был осужден и казнен.

Книга ''Деяний'' заканчивается внезапно, но церковь продолжает расти. Герои, которые погибли в этой книге, пожертвовали себя на распространение ''Евангелия''. Мы сейчас пишем 29 главу книги ''Деяний''. ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ?

 

Сайт создан в системе uCoz